Опыт внедрения геймификации в IT-компании «Navicon»

Следуй за бирюзовым кроликом!

В сентябре 2015-го года в компании «Navicon» «завелись» кролики – виртуальная валюта, с помощью которой сотрудники могут поощрять успехи друг друга, вкладывать в полезные бизнесу идеи, а дивиденды тратить во внутреннем магазине – Кроличьей норе. Первыми результатами, советами и успехами делится Анна Клепова, руководитель отдела HR.

- Анна, что послужило предпосылкой к запуску проекта?
Анна Клепова, руководитель отдела HR

Анна Клепова, руководитель отдела HR

Анна: Нам хотелось повысить уровень вовлеченности людей во внутреннюю культуру компании. Для этого нужен был объединяющий элемент. В компании 6 департаментов, каждый из них – это свой бизнес-юнит со своей субкультурой. Была сложность с вовлечением людей из разных практик в задачи, не связанными напрямую с деятельность их практики.

Нужна была площадка, на которой мы могли бы реализовать эту самую причастность, плюс информировать сотрудников.

Очень хотелось легкого, интересного и красивого формата, выбрали вариант с геймификацией – это наиболее ненавязчивый способ вовлечь сотрудников в какие-то нерабочие активности. К тому же геймификация – это достаточно новый инструмент работы HR, тем интересней было опробовать его на практике. Еще один повод выбрать геймификацию – это трансляция новых ценностей. Нужен был инструмент для пиара, который помог бы это сделать быстро и качественно.

Так выглядит корпоративная социальная сеть «Navicon»
на платформе «Пряники»
- Почему игровой метафорой, которая легла в основу геймификации, стали кролики?

Анна: Т.к. мы IT – компания, мы очень креативные ребята. У нас много внутренних фишек и кролик – один из них. Мы развиваемся в сторону продуктового бизнеса, и первым нашим экспериментом был продукт «IT-Rabbit», оттуда «родились» кролики, на волне PR-а создания продукта. Кролики стали продолжением нашего первого продуктового «ребёнка», и стали практически корпоративным животным, тотемом на тот момент. Поэтому выбирая игровую метафору, мы решили использовать уже ставшую популярной тему.

Обладатели бейджа и как минимум 40 кроликов за драйв:)

Все сотрудники могут зарабатывать виртуальную валюту – «кроликов» – в благодарность от коллег, в качестве дивидендов от успешно реализованных идей (об этом расскажу подробнее), а также в качестве приза на творческих конкурсах и бонуса за бейджи.

Бейджи – виртуальные награды – можно получить за активность в корпоративной социальной сети и рабочие достижения. В названии бейджей используются имена известных персонажей-кроликов из книг, рекламы и кинематографа.

- А как проходил запуск проекта?

Анна: «Пряники» – это одна из частей нашего большого плана по трансформации корпоративной культуры и внедрения ценностей в коллективное общественное сознание. У нас есть главная интерактивная доска, где отображался обратный отсчёт дней до запуска. С таким же отсчётом были развешаны плакаты по всему офису. Интрига проекта была сохранена и подтверждалась многократными вопросами в коллективе: «А что это такое? Что происходит? И что это будет?» Интерес был достаточно большой:).

День запуска системы совпал с Днём Программиста – это стало своеобразным подарком сотрудникам от руководства компании, торжественно сопровождалось тортом, и люди восприняли эту фишку очень позитивно. И дальнейшее наполнение системы различным функционалом воспринималось положительно.

- Какие инструменты были выбраны для решения поставленных задач?

Анна: В первую очередь, благодарности. Одной из главных целей было внедрение в компанию культуры признания и в этом смысле «кролики» очень помогли. Люди стали с бОльшим вниманием относиться к работе друг друга, они стали задумываться, что деятельность друг друга требует усилий, что за это можно и нужно благодарить. Уровень вовлеченности в помощь коллегам стал выше за счет культивирования признания.

Кто больше? Рейтинг «TOTAL Кроль»

Все сотрудники могут зарабатывать виртуальную валюту – «кроликов» – в благодарность от коллег, в качестве дивидендов от успешно реализованных идей (об этом расскажу подробнее), а также в качестве приза на творческих конкурсах и бонуса за бейджи.

Бейджи – виртуальные награды – можно получить за активность в корпоративной социальной сети и рабочие достижения. В названии бейджей используются имена известных персонажей-кроликов из книг, рекламы и кинематографа.

- А как проходил запуск проекта?

Анна: «Пряники» – это одна из частей нашего большого плана по трансформации корпоративной культуры и внедрения ценностей в коллективное общественное сознание. У нас есть главная интерактивная доска, где отображался обратный отсчёт дней до запуска. С таким же отсчётом были развешаны плакаты по всему офису. Интрига проекта была сохранена и подтверждалась многократными вопросами в коллективе: «А что это такое? Что происходит? И что это будет?» Интерес был достаточно большой:).

День запуска системы совпал с Днём Программиста – это стало своеобразным подарком сотрудникам от руководства компании, торжественно сопровождалось тортом, и люди восприняли эту фишку очень позитивно. И дальнейшее наполнение системы различным функционалом воспринималось положительно.

- Какие инструменты были выбраны для решения поставленных задач?

Анна: В первую очередь, благодарности. Одной из главных целей было внедрение в компанию культуры признания и в этом смысле «кролики» очень помогли. Люди стали с бОльшим вниманием относиться к работе друг друга, они стали задумываться, что деятельность друг друга требует усилий, что за это можно и нужно благодарить. Уровень вовлеченности в помощь коллегам стал выше за счет культивирования признания.

Сотрудники получают растущие по уровням бейджи за накопленное количество благодарностей по каждой ценности. Кроме того, все смотрят на рейтинги, и в конце года мы подводили итоги общего рейтинга «TOTALКроль» по общему количеству накопленных кроликов, а также по суммам полученных кроликов по каждой ценности из ДНК (Драйв, Новаторство и Клиентомания).

IT-Rabbit

IT-Rabbit

С Нового года рейтинг запустили заново.

Особую интригу в компании создаёт виртуальный персонаж IT-Rabbit (тот самый бирюзовый кролик). Сотрудники до сих пор задаются вопросом: кем же является кролик, который живёт в нашей соц. сети? Но это секрет:). IT-Rabbit регулярно поздравляет коллег с Днём Рождения, даёт комментарии к чужим новостям, курирует работу системы в целом, в общем, заправляет жизнью на портале.

Развивается тема с Биржей Идей. Не сразу, но люди стали предлагать свои идеи поддерживать, комментировать и обсуждать. Сейчас несколько бизнес-идей находится в проработке у добровольцев, которые вызвались возглавить воплощение этих идей в жизнь. До появления «Пряников» - «Кроликов» таких активностей было намного меньше, сотрудников было гораздо сложнее «раскачать» и вовлечь в новые проекты.

- Сколько времени уходит на поддержку? Много ли людей в этом участвует?

Анна: Запуск и внедрение системы в первые две-три недели заняли много времени. Но сейчас сеть живёт своей жизнью, и моё вовлечение уже минимально: не более 20 минут в день. Помимо меня, выделен один человек, который отвечает за виртуальную лавку «Кроличью нору».

- А как у вас работает «Кроличья нора»?

Анна: Отлично работает, функционирует постоянно. Наибольшей популярностью пользуются мандарины, пицца и поход в кино. Есть люди, которые копят на более серьёзные подарки: например «Феррари на день» – мы реально арендуем «Феррари», его пригоняют к офису и сотрудник, купивший этот бонус, становится водителем «Феррари» на один день. Большой интригой пользуется лот «Кофе от руководства», с доставкой по утрам в течение недели. Еще ни разу никто не воспользовался: все очень хотят, но боятся. И всем очень интересно кто именно его будет исполнять.

- Как можете оценить промежуточные результаты внедрения?

Анна: Хорошие результаты с точки зрения культивирования признания и трансляции ценностей компании. Люди приняли эту идею и в том числе с помощью «Пряников». Это сработало как за счёт выражения благодарности между коллегами, так и с помощью публичного признания руководством стараний сотрудников.

Для нас «Пряники» стали площадкой для выравнивания понятийного аппарата, аналогом системы координат: как поступать можно, а как поступать нельзя. Некоторые публичные посты Партнёров вызвали обширный общественный резонанс и отлично сработали в «воспитательных целях».

- А как происходило вовлечение руководства в компании в пользование сети?

Анна: Предварительно проводилась работа для осознания важности нематериальной мотивации. И, в момент запуска геймификации уже было понимание, насколько этого не хватает. Между топами даже происходит собственное негласное соревнование по накоплению кроликов, полученных от сотрудников в благодарность.

- Какие планы по развитию проекта?

Анна: Планируем развивать тему с идеями, а также освоить игровые механики «квесты» и «достижения», которым пока не удалось уделить достаточно времени, но мне кажется, они также могут быть нам полезны.

- Ну и напоследок – что можете пожелать тем, кто планирует запускать аналогичные проекты?

Анна: Я советую ставить чёткую цель, для чего нужна геймификация в компании. А также точно продумывать план запуска и сценарий внедрения системы, потому что даже маленькие непродуманные детали отнимают много времени, и лучше отдать проработку сценария профессионалам – команда «Пряников» в нашем случае отлично с этим справилась! Обязательно проработать важность проекта с топами компании, т.к. от этого напрямую зависит вовлеченность подразделения.

И быть готовым ко всему:). Т.к. запуск такого проекта может вызвать абсолютно непредсказуемую реакцию. Но если отнестись к этому как к бизнес-инструменту, а не просто игрушке, то все получится! Желаю всем удачи во внедрении аналогичных проектов!

На вопросы отвечала Анна Клепова, руководитель отдела HR, «Navicon»
Беседовала Евгения Любко
Редактор Карина Мельникова
Компания Naviсon

Компания Naviсon работает в области ИТ-консалтинга и управления проектами с 2002 года. В компании работает более 250 сотрудников. В активе Naviсon более 300 успешно реализованных проектов в компаниях различных сфер деятельности и масштаба: Nycomed, IKEA, Тройка Диалог», «ВТБ Капитал, «Московская Пивоваренная Компания», «Объединенные кондитеры», MOL, «Мир Детства», Deloitte, BLUM, UFG, ФК «Спартак-Москва», Цезарь Сателлит, HITACHI, GE, Novartis, Servier и др..