Повышаем продажи: как выполнить годовой план в сентябре.

Итоги игрового приключения Фонда «Даму».

[raw shortcodes=1]

В конце 2015-го года Департамент гарантирования Фонда «Даму» финишировал в игровом приключении «Золото Эльдорадо». Мы уже писали о начальных этапах этого путешествия (Утраиваем планы в погоне за Золотом Эльдорадо), а сегодня – подводим итоги.

Нурлан Акшанов, управляющий директор и директор департамента гарантирования Фонда «Даму», он же Эрнандо Кортес

Нурлан Акшанов, управляющий директор и директор департамента гарантирования Фонда «Даму», он же Эрнандо Кортес

У микрофона – Нурлан Акшанов, управляющий директор и директор департамента гарантирования Фонда «Даму», он же Эрнандо Кортес; Юлия Хобот, специалист связям с общественностью департамента маркетинга и международного сотрудничества, она же Элеонора Толедская; и Гульмира Пушкарева, руководитель проектов компании «Orange-Apple», Попутный Ветер путешествия за Золотом Эльдорадо.

— Нурлан, вопрос с места в карьер: как Вы оцениваете результаты игры? Удалось достичь поставленной цели?

Нурлан: Напомню, что в начале года мы поставили перед собой амбициозную цель – утвердить 1000 проектов за год. Для сравнения – за предыдущие 4 года работы Фонда было одобрено порядка 700 проектов. Так вот 31 декабря 2015 года на палубы наших кораблей было погружено 1101 проект – это абсолютный рекорд, достигнутый, невзирая на то, что пришлось столкнуться с неожиданными трудностями: урезание финансирования, девальвация и т.п.

Но главный эффект от игры, я считаю, выражается не в цифрах. Это то чувство единения людей, работающих в филиалах и головном офисе, которое подарило нам геймифицированное путешествие. Мы почувствовали себя сплоченной командой, 8 месяцев пробыв экипажами игровых фрегатов и зная, что от вклада каждого «матроса» зависит итоговый результат. Кардинальное изменение нашей корпоративной культуры в сторону командности, сплоченности и единения – вот главное достижение игры, и с ним теперь мы сможем достичь еще более высоких результатов.

— Впечатляет! Насколько я знаю, помимо перевыполнения основного плана, вам удалось решить также ряд дополнительных задач при помощи квестов. Расскажите об этом поподробнее?

Нурлан: В середине года у нас изменились условия программы гарантирования, и необходимо было в сжатые сроки посвятить сотрудников во все нюансы. И мы решили не просто провести для них обучение, а поставили их перед необходимостью самим придумать контрольные вопросы для проверки знаний, что можно было сделать, только досконально изучив все условия. И это условие не было спущено сверху в директивной форме, а, наоборот, было подано в виде квеста – дополнительного вызова в контексте нашего геймифицированного плавания.

Легенда квеста «100 жемчужин Магриба» состояла в том, что коварный султан похитил лоцманов и пообещал вернуть только в обмен на выкуп – 100 жемчужин со дна морского. 1 жемчужина – 1 вопрос для проверки знаний по новым условиям программы гарантирования. Чтобы вернуть своих лоцманов (лоцманы – это менеджеры, головного офиса, которые защищают каждый проект, подготовленный филиалами, на кредитном комитете), матросам необходимо было добыть эти жемчужины – придумать 100 заковыристых (вопросы проходили модерацию) вопросов.

По результатам квеста реально сложных вопросов было придумано 145, и результаты аттестации нас тоже очень порадовали – сама аттестация, кстати, тоже была подана в форме квеста «Осенние ураганы». Если бы мы поставили эту задачу в форме традиционного приказа, то такого эффекта бы не было – сотрудники бы отнеслись к этому с скепсисом, мол «Опять головной офис нас напрягает, скидывает на нас свою работу, думает, нам делать нечего», а с помощью квеста мы вовлекли людей добровольно и дали им почувствовать удовольствие от решения рабочих задач – и задачи в итоге были решены на пять с плюсом.

Ещё одна история. К концу года мы хотели увеличить скорость рассмотрения проекта: ответ на запрос по гарантии должен быть дан в течение 5-ти дней. Вообще, чтобы достичь этого показателя, по замыслу государства, нам необходимо сначала эту услугу автоматизировать, но мы решили сперва проверить, насколько сотрудники могут ускориться без всяких автоматизаций. Придумали конкурс «Талисманы Чибча»: по легенде, золото, за которым плывут корабли, принадлежит индейскому племени чибча. И наличие древних талисманов может помочь корсарам получить расположение индейцев. Впоследствии эти талисманы обменивались на «золотые слитки». За каждую гарантию, которая была выдана менее чем за пять дней, мы выдавали этот волшебный талисман – он условно добавлял парусов фрегатам, умножая заработанные игровые мили на повышающий коэффициент. И мы увидели, что те филиалы, которые раньше говорили: «Ой, невозможно, мы что, должны жить на работе?» – и т.д., начали выдавать гарантии за 5 дней. Без автоматизации, без изменения старого бюрократического процесса, люди напряглись, включили воображение и внутренние резервы и вышли на новый уровень.

Летопись квеста «Талисманы чибча»

— Здорово! При таком уровне вовлечения, наверное, тяжело было расстаться с игрой. Расскажите, как вы завершали путешествие?

Нурлан: О, с завершением игры связано мое самое яркое впечатление. Но сначала надо сказать, что призом в игре стала Каспийская экспедиция – летняя командная поездка на Каспий на отдых и обучение для того филиала-фрегата, который первый достигнет берегов Эльдорадо (целевого значения в 5300 миль), а также для лидеров отдельных рейтингов. И вот в середине декабря этот победитель был уже известен, годовые планы многих сотрудников выполнены и перевыполнены (у некоторых – еще в сентябре), и непосредственно в процесс выдачи гарантий люди были вовлечены уже не так активно. Но хотелось выжать из игры максимум и завершить ее на высокой ноте. И мы придумали финальный квест, победа в котором давала возможность попасть в призовую Каспийскую экспедицию. В рамках квеста «Золото Испанской короны» мы предложили нашим менеджерам рассказать истории успеха – истории тех предпринимателей, которые подняли свое дело, благодаря гарантиям Фонда, потому что именно успех клиентов и есть главная цель Фонда и ценность нашей работы). Сначала мы думали, что будет всего несколько публикаций, но в ленту новостей хлынул настоящий поток историй – настоящих, жизненных, живых – таких, какие никогда не отражаются в сухих отчетах. За 2 последние недели игры было опубликовано 63 истории про клиентов, получивших кредиты под гарантии «Даму». Эти истории стали нашим золотым фондом, нашей вдохновляющей базой знаний. И самый активный автор заслуженно попал в состав Каспийской экспедиции.

Ну а сам финал проходил в виде онлайн-конференции с участием всех филиалов, озаглавленной как «Прием у Королевы Изабеллы». Мы объявляли победителей очно, и, помимо уже известного на тот момент филиала-победителя, заготовили несколько сюрпризов – в состав экспедиции попали сотрудники, проявившие себя в тех или иных активностях, мы назвали этих номинантов «Выбором Королевы Изабеллы», «Выбором Кортеса», «Выбором Попутного Ветра», и когда объявляли очередного победителя – а это был стопроцентный сюрприз – на него наезжала камера, и все 16 филиалов аплодировали. Очень эмоционально и здорово, без всякого официоза.

Кто же поедет на Каспий? Онлайн-прием у Королевы Изабеллы

— А как же сундук с сокровищами Кортеса?!

Нурлан: Сундук был – наполненный шоколадными дублонами в золотой обертке:).

Нурлан: Еще если вернуться к завершению игры, надо сказать, что мы попросили ребят из филиалов снять короткие видеоролики о том, как для них проходила эта игра, и показали его на новогоднем вечере. Ролик получился длинный, на 17 минут, но сжать его не было никакой возможности – настолько получилось эмоционально и здорово!

И после всего этого приключения у людей настроение и отношение к играм поменялось. Если в начале игры отношение было в стиле «Вот голове делать нечего, опять Акшанов что-то придумал, мы что, после работы должны сидеть ещё играть где-то там?!»… Сейчас люди уже просят новую игру, кроме того, слух о нашем путешествии прошел по всей компании и коллеги из других департаментов тоже хотят участвовать в геймифицированных проектах. Так что будем продолжать, и уже готовим новое приключение.

— Коллеги, каждый из вас выполнял в игре роль персонажа. Как вы ощущали себя в игровой маске? Что она значила для вас?

Нурлан, благородный корсар Эрнандо Кортес: По легенде я должен был быть злым, коварным пиратом Кортесом, который всячески препятствует кораблям достичь золота Эльдорадо. Но я как-то сам переформатировал эту роль и превратился в предводителя этой непобедимой армады, который и вёл шестнадцать кораблей к золоту. Мне нравилось! Нравилось, знаете, чем? Что я не могу сказать в роли директора, то я мог сказать в роли Кортеса. Директор департамента гарантирования Нурлан Акшанов не может сказать сотруднику: «Ты что, слабак что ли, не можешь два проекта в месяц сделать?», а вот пират Кортес может высказаться в игре: «Ты что, салага, как будто вчера ступил на борт и не знаешь, как это делается?» – и люди не обижаются, а наоборот, активизируются.

Юлия Хобот, она же Элеонора Толедская

Юлия Хобот, она же Элеонора Толедская

Юлия, Элеонора Толедская: Я прекрасно себя чувствовала, меня даже коллеги в коридорах узнавали, делали реверанс и называли «Ваша Светлость». 🙂

Гульмира, Попутный Ветер: Ну, у меня персонаж был неодушевленный, поэтому я себя с ним не ассоциировала, использовала, скорее, как некую техническую функцию, канал коммуникации. Игровая маска позволяет, конечно, многое: изменяется стиль общения, можно регулировать общую атмосферу.

— Что для Вас было самым сложным в процессе игры?

Нурлан: Будучи финансистами, мы сначала пытались все структурировать, регламентировать, предусмотреть каждую мелочь, и это было очень нервно и, как позже стало понятно, бесполезно. Поэтому через какое-то время после старта мы расслабились и начали получать удовольствие от самого процесса создания игры, от импровизации – это эмоциональный творческий процесс, он хорошо перезагружает голову после основной работы, дает новый взгляд на процессы.

Гульмира Пушкарева, Попутный Ветер путешествия за Золотом Эльдорадо.

Гульмира Пушкарева, Попутный Ветер путешествия за Золотом Эльдорадо.

Юлия: Для меня самым сложным было преодолеть собственные страхи, что игра не получится. При том, что вовлеченность была высокая, все равно я постоянно нервничала на тему «а вдруг активность упадет, а вместе с ней пострадает и результат». Хорошо, что этого не произошло:).

Гульмира: Очень сложно было перевести бизнес-задачи на язык игры, для меня это был особенный челлендж. В этом мне здорово помогала Юлия, человек с безграничной фантазией и литературным талантом.

— А что было самым вдохновляющим?

Нурлан: То, что люди активно вовлеклись в игру, стали писать там новости, подбадривать друг друга. Я очень опасался, что наши серьезные сотрудники эту игровую инициативу проигнорируют и будут лишь для проформы следить за рейтингами – раз уж они отображают динамику рабочих KPI. Но уже через месяц после старта стало понятно, что для сотрудников игра – не игрушка, а реальное средство коммуникации друг с другом, командообразования, вдохновения и достижения выдающихся результатов.

Юлия: Для меня самым вдохновляющим было то же самое, что больше всего тревожило – вовлеченность людей, то, что раз за разом они откликались на наши новые квесты, воспринимали их, как приключение, и изо всех сил стремились к победе, не теряя энтузиазма ни от валютных колебаний, ни от сокращения бюджетов.

Гульмира: Активность людей на квесте «Золото Испанской короны», о котором Нурлан говорил выше. Это отличный финальный аккорд, когда никто уже не ждал от игры сюрпризов.

— Что бы Вы посоветовали тем, кто сейчас принимает решение о запуске геймификации в компании, сомневается, переживает, не спит ночами?:)

Нурлан: Не надо бояться и не надо сомневаться – это игра! Импровизируйте, меняйте правила, не думайте, что те цели, которые вы поставили изначально, в итоге окажутся главными – по ходу игры вас ждут самые неожиданные открытия и, возможно, вы приобретете, о чем на старте даже не задумывались. Играйте. Люди проводят на работе очень много времени. В какой-то момент то всё начинает надоедать – начиная от цвета стен, заканчивая соседом. И если их перенести в новую параллельную реальность, при этом не отменяя рабочего дня, вы скоро обнаружите, что у людей горят глаза, что они плечом к плечу бьются за достижение амбициозных целей, забыв об интригах и обидах, что они действительно вовлечены в работу. И это самое главное.

Юлия: Не отказывайте себе в удовольствии испытать эффект от игры! Поверьте, он существенно превосходит вложения в игру, тем не менее, многие компании опасаются использовать геймификацию, пока не увидят чужих примеров, внедрений в других компаниях из той же отрасли. Не бойтесь быть первопроходцами! Мы – государственная компания – стали первопроходцами геймификации в Казахстане, и теперь компании из других отраслей, глядя на нас, тоже начинают применять геймификацию.

На вопросы отвечали:
Нурлан Акшанов, управляющий директор и директор департамента гарантирования «Даму»
Юлия Хобот, специалист связям с общественностью департамента маркетинга и международного сотрудничества «Даму»
Гульмира Пушкарева, руководитель проектов компании «Orange-Apple»
Беседовала Евгения Любко
«Даму»

«Даму» фонд развития предпринимательства, работает с 1997 года. Основные направления деятельности: помощь малому и среднему бизнесу и работа в финасовых (кредитование) и нефинасовых (обучение) областях. www.damu.kz

[raw]