Как помогают «Кассе взаимопомощи» Кассёнок и Иван Васильевич

Пример использования геймифицированной социальной сети в компании, у которой 600 офисов по России, но сотрудники не имеют возможности познакомиться лично. 

Екатерина Генералова, директор по развитию  «Касса взаимопомощи»

Екатерина Генералова, директор по развитию «Касса взаимопомощи»

Геймифицированная корпоративная сеть компании «Касса взаимопомощи» недавно отметила свой первый День рождения. По этому случаю мы взяли интервью об опыте использования сети у директора по развитию компании Екатерины Генераловой.

— Екатерина, расскажите, с чего все началось? Как Вы пришли к идее геймификации и социальной сети? Что послужило предпосылкой?

Екатерина: У нас 600 офисов по всей России, и в каждом офисе работает 1 человек или двое сменщиков. Это означает, что людям негде познакомиться, обменяться опытом, они не видят друг друга и не понимают, что работают в крупной

федеральной компании. Перед нами стояла задача объединить их в едином информационном пространстве и мотивировать на успешную работу и командное взаимодействие. На одной из отраслевых конференций я услышала о «Пряниках» и решила, что это как раз то, что стоит попробовать.

— Какие инструменты сети вы используете?

Екатерина: В основе – пряничная валюта, которую зарабатывают в благодарность друг от друга и в конкурсах. Валюту можно потратить на товары в «Доброй лавке». Руководители, помимо пряничных благодарностей, поощряют сотрудников бейджами за лучшие результаты в работе: «Лучший по продажам», «Лучший по работе с должниками», «Лучший по привлечению новых клиентов» и т.п. Такие бейджи сопровождаются внушительным бонусом валюты, но раздавать их могут только руководители, и в глазах сотрудников это награды с высокой ценностью.

Кроме того, у руководителей есть свои закрытые группы для общения со своими сотрудниками, и там они публикуют новости, конкурсы на профессиональную тему: например, обещают награду за привод новичков, перевыполнение плана по продажам и т.п. Т.е. для руководителей это такой управленческий инструмент.

В общей ленте событий мы тоже часто публикуем конкурсы – как на профессиональные темы, так и на общечеловеческие: фотоконкурсы, истории о хобби, в конце учебного года недавно был конкурс на лучший комментарий в дневнике ребенка. Коллеги очень позитивно на такие конкурсы реагируют, они позволяют и себя показать, и коллег посмотреть.

— А какие-нибудь соревновательные механики используете?

Екатерина: В каждом регионе управляющие запускают соревновательные сценарии самостоятельно – в частности, награды за лучшие продажи, лучшую работу с должниками и пр., о которых я говорила выше. Но также у нас есть балльная система для самих управляющих – мы смотрим, кто наиболее активен, чья группа наиболее активна, начисляем баллы и в конце года награждаем самых активных на общих мероприятиях. Мы заметили, что если руководитель активно использует сеть – пишет новости, публикует и участвует в опросах, раздает благодарности, то и его группа тоже активна. А у тех, кто относится к площадке скептически, подчиненные тоже особой активности не проявляют. Так что руководителей надо первыми держать в тонусе, а за ними и остальные подтянутся.

Еще в этом году мы провели всеобщий интересный конкурс для кассиров «Движение вверх», конкурс базировался на KPI и призом в нем стала поездка в Турцию вместе с руководством. Вот как раз недавно они оттуда вернулись и мы готовим видео-отчет. В конкурсе было 3 этапа: сначала нужно было заявиться – заполнить анкету участника, затем нужно было записать видео-урок на профессиональную тему для своих коллег и разработать стимулирующее мероприятие для команды. Ну и, конечно, у всех заявителей мы оценивали KPI по продажам. Надо сказать, что на этапе видео-ролика и разработки мероприятия многие сдулись, но, тем не менее, те, кто боролись за приз, все повысили свои результаты в продажах, и 10 победителей из 60 участников поехали в Турцию. Мы надеемся, что в следующем году в аналогичном конкурсе примут участие больше коллег и коммуникация в сети этому поспособствует.

— Какие товары в Доброй лавке пользуются наибольшей популярностью?

Екатерина: Для меня стала большой неожиданностью популярность товаров с нашей символикой: блокноты, ручки, чашки, кофейники и т.п. Их покупают часто. Также спросом пользуется еда: роллы, суши, шоколадки, кофе, чай… У нас разнообразный ассортимент: можно заказать офисную одежду – блузку, юбку, можно удобное кресло, цветы в горшочках, бытовую технику. Есть и очень дорогие товары – iPhone, например. Стоит почти 10 000 пряников (для сравнения – шоколадка стоит 24 пряника). Но за год на него и близко еще никто не накопил.

— А как в условиях федеральной структуры осуществляете логистику?

Екатерина: Сувениры с логотипами отправляем из центрального офиса Почтой России. Это, конечно, накладно, но все равно дешевле централизованно заказывать брендированные тарифы в центральном офисе, а затем отправлять в регионы, чем заказывать изготовление товаров на местах. Все остальное проводим через деньги – сотрудник получает денежную сумму, а затем отчитывается чеком, что купил, например, билет в кино. Реализовать полноценную работу с товарами при нашей структуре нереально – слишком накладно и управлять логистикой централизованно, и держать ответственных на местах.

— Кто занимается поддержкой сети?

Екатерина: У нас это отдельный сотрудник, менеджер отдела развития. И это полноценная единица, у нас получается очень много работы по поддержке и развитию сети, в т.ч. из-за изменений в кадровом составе. Так, например, у нас электронные адреса сотрудников (а они являются логинами в сети) переходят по наследству от старого сотрудника к новому. В момент смены «владельца» история профиля обнуляется, пряники обнуляются, профиль заводится заново. Обнулять нам помогает техподдержка «Пряников», но следить, чтобы состав участников и вся информация по ним были актуальны, это задача нашего менеджера. Ну и, конечно, его задача – коммуникация.

— Я помню, на старте у вас было два виртуальных персонажа для «официальной» коммуникации. Расскажите о них подробнее?

Екатерина: Да, это Кассёнок и Иван Васильевич. Кассёнок – наш давний персонаж, добрый, позитивный, всем знакомый. А Ивана Васильевича (который менял профессию) мы задумали как антогониста, строгого персонажа, но он как-то не прижился, вся коммуникация в итоге идет от одного Кассёнка.

— Как вы запускали сеть?

Екатерина: За 1,5 месяца до старта мы запустили серию «интригующих» рассылок. В них Кассёнок по капле приоткрывал завесу того, что должно произойти с запуском сети. Ко дню запуска мы сделали промо-ролик о компании и «инструктажный» ролик об использовании сети. И когда разослали эти ролики и приглашение в сеть, то народ уже был «подогрет», активность на старте сразу была высокой. Потом, конечно, снизилась, но мы постоянно работаем над ее поддержанием: через интересные публикации, через конкурсы, промоутировали сеть по другим каналам – писали в мессенджерах, например, мол, смотрите, вот какая активная группа в таком-то регионе, как у них все здорово. Хочется придумать какой-то способ автоматически напоминать сотрудникам о сети, стимулировать их туда заходить… Может, даже начислять валюту за заходы или за активности. Мы еще думаем.

— Чего удалось достичь за год?

Екатерина: Самая главная цель, которой удалось достичь, это, конечно, сплочение коллектива и укрепление понимания единой большой команды, а также централизовать информационное поле. На старте мы отдавали себе отчет, что объективно измерить результаты внедрения будет затруднительно, но, спустя год, провели опрос по всей компании, в котором 60% однозначно ответили, что хотели бы продолжать пользоваться сетью. Мы видим, что люди привыкли, им нравится раздавать и получать благодарности, нравится чувствовать себя частью большой команды.

— Ну и последний вопрос. Что бы вы пожелали коллегам по рынку, кто только раздумывает над использованием подобных инструментов?

Екатерина: Конкурентам – ничего не буду желать, пусть сидят без инструмента:). А не-конкурентам – желаю брать и пользоваться! Инструмент полезный, но будьте готовы к тому, что нужен отдельный специалист, который будет им заниматься: и контентом, и аналитикой, и вовлечением. Люди пойдут и будут активны, если вы их будете все время держать в тонусе.

— Екатерина, большое вам спасибо за интересный рассказ и удачных дальнейших коммуникаций в сети!

На вопросы отвечала:
Екатерина Генералова, директор по развитию в «Кассе взаимопомощи»
Интервью проводила Евгения Любко, управляющий партнер Pryaniky.com
«Касса взаимопомощи»

«Касса взаимопомощи» - компания с многолетним опытом работы на рынке микрофинансирования. На сегодняшний день представлена более чем в 700 городах России. За годы упорной работы компания смогла сформировать прочные взаимоотношения не только с клиентами, но и с партнерами.