Геймификация – что это такое простыми словами
К сожалению, по незнанию геймификацией называют всё подряд – тренинги, адаптационные игры, онлайн-симуляторы и просто рейтинг продавцов, нарисованный на флипчарте. Так что же всё-таки можно отнести к геймификации и какой она бывает? Давайте разбираться!
Что такое геймификация?
Геймификация – это использование игровых механик в неигровом процессе. Направление и само понятие «геймификация» появилось в России около 10 лет назад и сейчас активно набирает популярность. В корне лежит слово «гейм» – игра по-английски, как вы уже догадались. Но эта корпоративная “игра” способна не понарошку вывести мотивацию ваших коллег на новый уровень.
Геймификация направлена:
- на высокие достижения,
- на рост продаж,
- на командную работу,
- на перевыполнение любых измеримых планов,
- на снижение «текучки»,
- на повышение удовлетворенности, вовлечённости, лояльности и других HR-метрик.
Как работает геймификация? Зайдём издалека.
Детство. Ребёнок строит домик из кубиков. И для него это – игра, но с другой стороны – это работа, которая его так или иначе развивает. Но в этом возрасте ребенок ещё не определяет разницу между игрой и работой, и он одинаково эффективен и в том, и в другом.
Школа. Нам рассказывают о том, что игра – это вторично, а сначала – работа (для школьника – учеба). И все игры только после того, как ты сходишь в школу, сделаешь домашнее задание, уберёшься в комнате и так далее. И ребёнок уже начинает снижать свою эффективность в “работе”, но при этом сохраняет максимальную эффективность в игре.
Взрослая жизнь. Ситуация усугубляется: мы стремимся работать меньше и делаем это ради зарплаты. Но при этом, после работы масса людей приходит домой и ныряет в компьютер, для того чтобы мочить монстров или попросту лопать шарики – лишь бы отвлечься от дел и разгрузить мозг.
Что это значит? На протяжении всей жизни игра сохраняет для нас свою привлекательность, и за счёт этого мы в ней сохраняем свою эффективность. При этом неважно, сколько вам лет и во что вы играете – в онлайн-стратегию в 25 или в шахматы в 70.
Представьте, что во взрослой жизни можно совмещать игру и работу, как в детстве и быть максимально эффективным – это как раз и даёт геймификация.
А современное развитие технологий сделало этот инструмент доступным.
Виды геймификации
Давайте разделим геймификацию на три типа: сложная, легкая и смешанная.
1. Сложная геймификация
В трёх словах – это долго, дорого, эффективно. Она подразумевает создание игрового мира под конкретную бизнес-задачу компании с чётко прописанным сценарием, ролями и с полным погружением работников в игровой процесс. И конечно, с учётом всех особенностей бизнес-процессов и корпоративной культуры.
Входя в игру, сотрудники принимают на себя новую игровую роль, выполняют игровую задачу и затем выходят из игры, снова возвращаясь к своим обычным делам. То есть участник не может параллельно заниматься какой-либо другой деятельностью.
Например: компания-разработчик «сложных» игр «Level» создала онлайн-симулятор работы магазина «Ритмен». Игроки «Ритмена» примеряли на себя роль директора магазина и должны были за два игровых года добиться максимальной прибыли своего магазина, управляя всеми его процессами. За год обучение в игре прошли более 900 сотрудников, в результате чего на 30% были сокращены затраты на обучение персонала, на 85% сократилось время на обучение одного руководителя, а текучесть стажёров на руководящие должности сократилась на 10%.
2. Лёгкая геймификация
Здесь главное отличие от сложной геймификации в том, что бизнес-процессы сотрудников не заменяются игрой - игровые элементы добавляются в их ежедневные задачи. Самым простейшим примером лёгкой геймификации как раз является рейтинг продавцов, который может быть просто нарисован на маркерной доске или флипчарте.
Впрочем, даже такому простому формату можно добавить перца – например, в колл-центре сети автосервисов «Рогалик-авто» один из сотрудников предложил не просто визуализировать рейтинг продавцов, а делать ставки – кто окажется лучшим по итогам месяца. Опустим юридический вопрос приёма и распределения ставок, главное, что приём сработал, двукратно усилив мотивацию продавцов.
3. Смешанная геймификация.
Как вы уже, наверное, догадались, в ней используется инструментарий лёгкой геймификации, но с яркой игровой метафорой. Например, у нас не просто рейтинг продавцов – а ралли «Формулы 1». Не просто наполнение базы знаний – а экспедиция на Марс за новыми технологиями. Добавляя игровую метафору к элементам лёгкой геймификации, здесь, тем не менее, сохраняется её главное «лёгкое» правило: для победы в игре необходимо выполнять рабочие задачи, а не игровые. Таким образом, смешанная геймификация от добавления метафоры не становится сложной, а даёт дополнительный импульс лёгкой.
Например, в игре «Золото Эльдорадо», где филиалы-фрегаты «плыли» за золотом пирата Кортеса, выполняя план по KPI, лидер одной из команд-филиалов, серьёзная дама в уважаемом возрасте, установила себе в игровом профиле аватарку с рыжей пираткой и пообещала своей команде, что если они займут первое место по итогам игры, то она перекрасится в ярко-рыжий цвет. Вот так она превратилась из скучной руководительницы в ярую предводительницу. И уже по итогам первого (из трёх) квартала игры её команда вошла в топ-3.
Какую геймификацию выбрать? Онлайн или оффлайн?
Выбирая между онлайн и оффлайн инструментами геймификации, стоит руководствоваться тем, насколько люди в вашей работе используют компьютер или смартфон, позволяющие выходить в интернет.
В компании «Эклер-колл» организовали состязание филиалов колл-центра по KPI. Состязание было стилизовано в метафоре конструктора Lego: за достижения целевых показателей филиалы получали детальки Lego, из которых затем строили логотип компании. Детальки выдавали руководители, они же регулярно фотографировали «строительную площадку» с логотипом и отправляли HR-ам фото по электронной почте. Получился микс оффлайна и онлайна. За 2,5 месяца Lego-игры совокупное выполнение планов выросло с 90 до 150%.
А если выбирать между сложной, лёгкой и смешанной – здесь определяющим фактором является ваша задача. Если вы хотите решить какую-то узкую задачу, например, прокачку коммуникативных навыков топ-менеджеров, то, скорее всего, вам потребуется сложная геймификация с грамотно разработанным сценарием игры и её проведением.
А если речь идёт о более общих задачах, таких, как: укрепление внутренних коммуникаций, повышение продаж или развитие бренда, то, возможно, будет лучше, если вы выберете лёгкую или смешанную геймификацию.
В легкой геймификации вы совершенно точно можете справиться сами, если у вас есть понимание принципов мотивации и всё хорошо с креативом и чувством юмора. Для этого вам не надо быть геймификатором, прошедшим специальное обучение, вам надо только под другим углом взглянуть на привычные инструменты мотивации и попробовать их применить по-новому.
Но – оцените свой ресурс. И если вы и так «зашиваетесь» на ежедневных задачах, то обратитесь к внешнему подрядчику.