В погоне за «ежиками»

HR-изюминка №25: наш любимый кейс! Знаменитые ежики «Interpipe-а»

: Анастасия Яловая рассказывает, как поднять результаты KPI сотрудников завода при помощи игровой валюты и магазина подарков. А также сколько ресурсов на это потребуется и каких неожиданностей можно ожидать на этом увлекательном пути.

Меня зовут Анастасия Яловая, я представляю компанию Interpipe. Это трубно-колесный бизнес. И работаю ведущим специалистом по внутренним коммуникациям. Проект «В погоне за ежиками» – это гордость нашего подразделения. Мы очень рады, что смогли это сделать и реализовали, насколько мне известно, ничего подобного в промышленной среде нет.

Суть проекта, на самом деле, очень простая. Мы ввели внутреннюю валюту на одном из наших предприятий, она называется «ежики». «Ежики» – потому что на данном предприятии есть специальный проект по выведению завода на проектную мощность, и у этого проекта есть логотип. Он такой угловатенький, и, соответственно, очень многие сотрудники сами начали называть этот логотип ежиком. Поэтому, когда возникла необходимость, в рамках данного проекта, сделать неденежную мотивацию, мы решили это сделать в форме мотивационной игры, в рамках которой за каждую активность, за каждую инициативу, за все хорошее, что делает сотрудник для завода, он получает внутреннюю валюту – «ежики».

Есть прайс, за что можно получить эти «ежики». Есть люди, которых мы называем «ежикодержателями». Это те, кто имеет право выдавать данные «ежики». Сотрудник работает в течение месяца и, по большому счету, получает дополнительную премию, но не в деньгах, а «ежиках». Физически «ежики» – это магнит. Они бывают пяти номиналов – 5, 10, 20, 50 и 100 ежиков. Мы специально сделали их в виде магнитов, а не бумажные, для того, чтобы избежать допечатывания «ежиков», чтобы избежать махинаций каких-либо в этом плане.

Унас есть девушка, которая является администратором магазина, есть банкир игры – и эти люди отвечают за все товарно-финансовые операции. Существует магазин, в котором сотрудник может один раз в месяц в течение пяти дней обменять свои ежики, заработанные на товары. Сейчас у нас в магазине 37 позиций. Мы постоянно его пополняем, люди сами к нам обращаются. Буквально недавно к нам обратились: «Добавьте талоны на бензин». Вот сейчас занимаемся добавлением.

37 позиций – это:

  • сертификаты на покупку техники
  • сертификаты в косметические магазины
  • сертификат на поход в ресторан
  • сотрудник может прыгнуть с парашютом
  • вместе с командой поиграть в пейнтбол
  • съездить на пикник
  • сделать персональную выставку картин, хендмейда
  • записать песню, если он занимается написанием музыки и текстов
  • выпустить сборник своих стихов

Мы постарались сформировать магазин таким образом, чтобы творческая самореализация – «да», какие-то хобби – «да», не хватает денег, времени и сил на то, чтобы купить блендер, – «да». Чтобы человек мог реализовать себя в очень многих направлениях.

Подготовительная часть у нас стартовала в апреле 2013 года, игровой процесс начался 1 июня, то есть, проект существует, на самое деле, всего 4 месяца. Пока в планах у нас его не заканчивать, он у на бессрочный. Есть идея, и мы уже, в принципе, подошли к этому, тиражировать проект на другие наши предприятия. В 2014 году у нас планы запустить проект на одном из промышленных активов – это Никопольский завод Interpipe Nico Tube. Надеемся, что там так же будет это все активно.

Что касается результатов, честно говоря, они превзошли все наши ожидания. Я, как идеолог, этой игры, очень надеялась, что она понравится ребятам. Но были опасения: «Взрослые мужики, какая игра? Им самое главное деньги!» Я очень боялась вопросов: «Можно ли поменять ежики на деньги?» Когда мне девочка задала вопрос: «А если у меня не хватает ежиков, я могу их купить?», я не знала, что ответить. У меня просто был шок. Они готовы покупать «ежики» за деньги, они готовы менять не «ежики» на деньги, а деньги на «ежики». Это было, конечно, очень приятно, но самое главное – это, конечно, результаты денежные, результаты цифровые. Потому что мы сколько угодно можем плясать канканы, но если генеральный директор не увидит реальные результаты, которые влияют на бизнес, то все это не имеет никакого смысла.

Главный результат – это, конечно, KPI. У каждой команды, на этом предприятии прописан KPI в привязке к производственным показателям предприятия. KPI в мае, когда у нас игровой процесс еще не стартовал, средний показатель по предприятию составлял 43%. Сейчас это 68%. Каждый раз они растут, всего за 4 месяца. Причем нужно учесть, что проценты по KPI постоянно у них повышаются. Если в мае по аудиту 5S, в среднем, показатель должен был быть 69%, то сейчас у них 87%, у некоторых команд – 90%. То есть, если они не достигают 90% по внутреннему аудиту, то не получают премиальные вознаграждения по этому показателю. А показатель 5S, например, – это от 10 до 20% в общей массе, то есть, это очень существенно.

У нас с 75% до 100% выросло выполнение плана командных встреч. То есть, каждая команда встречается два раза в месяц, они составляют план своих встреч, и они должны его выполнить. Раньше план выполнялся на 75%, сейчас – на 100%. У нас выросло количество подаваемых идей в рамках нашей программы «Есть идея». Если раньше в месяц приносили 26 идей, сейчас – 49. Рост безумный! Причем, понятное дело, есть опасение, что, возможно, не из-за игры, поэтому мы брали конкретно первый месяц и смотрели – от 26 до 49 выросло. Сейчас стабильно держится и постоянно растет, растет, растет.

У нас был один сбой, связанный с техническими возможностями, магазин не довезли. Каждый день ходили ребята, звонили, говорили: «Скажите, пожалуйста, точно ли я смогу купить? Точно ли будет? Потому что я вот принес идею, я сделал это». Они требуют «ежики». У нас статья вышла при запуске под названием «Требуй свои ежики», где мы писали, за что их можно получить. Приходят: «Я принес идею, где мои 300 ежиков?» Я говорю: «Подождите, идея должна быть внедрена». «Окей, без проблем,» – пошел, внедрил. Приходит, говорит: «Дайте мне мои ежики». В этом тоже есть некоторая сложность, потому что мы чуть до инфляции не довели, когда у нас количество ежиков, которые они зарабатывают превысило нашу возможность им продавать товар. В этой ситуации мы поступили следующим образом. Мы периодически пересматриваем прайс, и, если какие-то вещи вошли у них в привычку, мы перестаём за них платить. Мы говорим, «Ребята, мы из прайса убираем вот это, вы молодцы, вы достигли просто ДЗЕНА в этом, а теперь, мы добавляем вот это». Таким образом, это возможность подтягивать те моменты, которые у нас проседают. Если мы научили их делать стандарты по 5S, и они это делают просто шикарно, мы сейчас им уже не платим. Если вдруг через пару месяцев мы проведем мониторинг и увидим, что из-за этого, что мы убрали у нас ухудшились результаты, – вернем. Таким образом, можно коррелировать, смотреть, как это все работает.

Управляет этой игрой по большому счету сейчас 4 человека. У нас есть банкиры игры, как я говорила, и администратор магазина – это один человек. Мы специально принципиально свели это все в одну функцию для того, чтобы товарно-денежные операции все контролировалось одним человеком. Это девочка, сотрудник нашего предприятия, сама вызвалась занять эту позицию, просто молодец. Вот если спросишь: «Марин, за что Иванов выдал Петрову?» Она говорит: «Окей, сейчас, такого-то числа выдано за вот это, такого-то – за вот это». Это огромная работа, при этом, участие в проекте ей не мешает выполнять свои прямые обязанности. Есть администратор игры – это человек, к которому стекается вся информация. И есть еще координатор тренеров. У нас есть внутренние тренеры, мы их используем в качестве консультантов. Если у человека есть вопрос, например, «за что выдать», «как выдать», «сколько выдать», они могут обратиться к тренерам.

Четвертый человек – это я. Ко мне обращаются за вопросами, допустим: «Настя, у нас проблема, уже 30-й человек подходит и просит сертификат, а у нас его нет». Я сразу же звоню подрядчикам, говорю: «Ребятки, давайте помогите, подвезите». Сложно сказать, сколько времени это занимает. Потому что это достаточно такой потоковый процесс. Самое главное, что это не мешает мне выполнять основные обязанности. То есть, это такой процесс постоянный. Игра завязана на всех остальных процессах, поэтому, занимаясь игрой, я занимаюсь параллельно и практикой 5S, и эффективными командами, и постоянным совершенствованием, и программой «Есть идея». Мы достигли на сентябрь месяц, когда подавали этот проект, 95% вовлечения. Всего у нас на предприятии работает 500 человек, соответственно, 95% из них активно играют в эту игру.

Руководитель поставил мне задачу (на самом деле, задача была очень простая) подобрать пару-тройку десятков «чего можно давать людям», то есть, не было задачи в какой-то системе. В феврале я начала над этим всем думать, и, в принципе, относительно недавно, в октябре 2012, я посетила одну отраслевую конференцию. Там я впервые услышала о вашем кейсе, о пряниках, и когда руководитель сказал: «Что-нибудь набросай, накидай», у меня возникла идея использовать ваш пример, но немного его изменить. Мы не могли делать проект онлайновым, потому что у нас 429 человек из 500 – это рабочий персонал, у них нет постоянного доступа к компьютерам. И поэтому, по большому счету, «ежики» – это такой оффлайновый аналог пряников, просто со своей внутренней валютой.