Основные сценарии и приёмы геймификации

В этой статье мы рассмотрим основные сценарии и приёмы геймификации, которые успешно применяются в различных сферах деятельности.

Геймификация – это стратегия, которая использует элементы игрового процесса для улучшения участия, мотивации и вовлеченности людей. В последние годы концепция геймификации получила широкое признание и стала популярным инструментом в различных областях, от образования до бизнеса. Основная идея заключается в том, чтобы применять принципы игры для достижения целей и решения задач.

Давайте изучим методики, которые помогают повысить мотивацию сотрудников, улучшить образовательный процесс или создать интересное пользовательское взаимодействие на сайте или приложении.

Что такое сценарий геймификации?

Сценарий геймификации является одним из основных инструментов, применяемых при создании игрового опыта в неигровом контексте. Он представляет собой детальное описание последовательности событий и действий, которые должны произойти для достижения определенных целей.

Основная функция сценария геймификации – обеспечение структурированного и интересного игрового процесса. Сценарий определяет правила, задания и механики игры, а также разнообразные элементы, которые делают игру увлекательной и занимательной.

Евгения Любко, управляющий партнёр «Пряников»:

«Инструменты геймификации выводят нематериальную мотивацию на новый уровень, дают новые средства, чтобы вдохновлять сотрудников на высокие достижения, на рост продаж, на командную работу, на перевыполнение любых измеримых планов, а также помогают снижать «текучку», повышать удовлетворённость, вовлечённость, лояльность и другие HR-метрики».

Существует несколько типов сценариев геймификации:

Линейный сценарий: это наиболее простая форма сценария, где все задания и уровни представлены в строгой последовательности. Игрок двигается от одной задачи к другой по заранее определенному пути.

Ветвящийся сценарий: этот тип сценария предоставляет игрокам возможность выбирать свою дальнейшую траекторию в зависимости от принятых решений или результатов выполнения заданий. Такие решения могут влиять на ход игры и привести к различным исходам.

Сценарий с открытым миром: в этом типе сценария игрокам предлагается свобода выбора и действий. Они могут свободно исследовать игровой мир, выполнять задания в любой последовательности или даже создавать свои собственные цели.

Эпизодический сценарий: данный тип сценария подразумевает разделение игры на эпизоды, каждый из которых имеет свою уникальную историю и цель. Игроки проходят через различные эпизоды, раскрывая всю глубину игрового мира.

Кейс платёжной системы «Мир»:

Перед компанией стояла задача систематизировать программы нематериальной мотивации и создать платформу для внутренних комьюнити.

Решением стал геймифицированный корпоративный мир в виде кругосветного путешествия с виртуальными «милями» и реальными призами, многочисленными бейджами, викторинами и конкурсами на базе внутренней социальной сети.

Приёмы геймификации используются для достижения определенных целей, таких как повышение мотивации, обучение или улучшение работоспособности. Они могут включать в себя элементы конкуренции, награды, прогрессии или кооперации. Комбинация различных приемов позволяет создавать интересный и эффективный игровой опыт для пользователей.


Каковы основные сценарии геймификации?


  • Первый сценарий – мотивация и стимулирование. Геймификация может быть использована для повышения мотивации участников, стимулируя их активность и достижение поставленных целей. Например, в образовательных учреждениях можно применить систему наград и достижений, чтобы стимулировать студентов к изучению материала или выполнению заданий.
  • Второй сценарий – обучение и тренировка. Геймификация может быть эффективным инструментом для обучения новым навыкам или тренировки уже имеющихся. Виртуальные тренажеры или симуляторы часто используют элементы игры, чтобы создать более интерактивное и увлекательное обучающее окружение.
  • Третий сценарий – социализация и коллаборация. Геймификация может помочь участникам легко взаимодействовать друг с другом и сотрудничать в рамках задачи или проекта. Например, в рабочей среде можно использовать игровые элементы для создания командных целей или решения коллективных задач.
  • Четвёртый сценарий – изменение поведения и привычек. Геймификация может быть использована для мотивации людей изменить свое поведение или развить полезные привычки. Например, платформы для фитнеса могут предлагать награды и достижения за достижение определенных спортивных целей, чтобы стимулировать активный образ жизни.
  • Пятый сценарий – увлечение и развлечение. Геймификация может быть использована просто для создания увлекательного и интересного опыта. Это может быть особенно полезно в коммерческой сфере, где используются игровые элементы для привлечения внимания клиентов, удержания пользователей на сайте или повышения продаж.

В зависимости от конкретной задачи и контекста использования геймификации, можно выбрать один или несколько из этих сценариев для достижения желаемых результатов. Важно помнить, что успешная геймификация должна быть тщательно спланирована и адаптирована под конкретную аудиторию и цель.


7 базовых приемов в геймификации

Геймификация является эффективным инструментом, который может быть использован в различных контекстах, от бизнеса до образования. Однако для успешной реализации геймификации необходимо знать основные приемы и сценарии.

В данном подразделе мы рассмотрим 7 базовых приемов в геймификации, которые помогут вам создать увлекательный и мотивирующий опыт для участников.

1. Установление целей: одним из ключевых элементов геймификации является определение целей и задач, которые должны быть достигнуты участниками. Четко сформулированные цели помогут создать направленность и структурированность игрового процесса.

2. Прогрессия: важным аспектом геймификации является постепенное усложнение заданий или повышение уровня сложности игры по мере продвижения участников к целям. Это позволяет поддерживать интерес и мотивацию игроков на протяжении всего процесса.

3. Бонусы и награды: предоставление бонусных возможностей или наград за достижение целей является одним из наиболее эффективных способов мотивировать участников. Это может быть как виртуальная валюта, которую можно потратить на покупку внутриигровых предметов или привилегий, так и реальные призы.

4. Соревнование: введение элемента конкуренции между участниками может стать сильным стимулом для достижения лучших результатов. Рейтинги, турниры или лидерские доски позволяют создать азарт и желание победить.

Визуализация соревновательного кейса

5. Коллаборация: помимо соревновательного элемента, геймификация также может способствовать сотрудничеству и коллективной работе. Создание заданий, требующих командной работы или обмена знаниями и опытом между участниками, помогает развивать навыки сотрудничества и тимбилдинг.

6. Персонализация: предоставление возможности индивидуализации процесса игры позволяет каждому участнику по-своему испытывать положительные эмоции от геймификации. Это может быть выбор персонажа, изменение визуального оформления или настройка сложности заданий.

7. Фидбэк и оценка: регулярное предоставление обратной связи и оценка результатов помогут участникам видеть свои достижения и прогресс, а также определить области для улучшения. Это может быть как автоматический отчет по результатам выполненных заданий, так и комментарии от других игроков или тренеров.


Самые популярные приёмы геймификации

Один из самых популярных приемов геймификации – использование наград и достижений. Это связано с тем, что люди по природе стремятся к достижению определенных целей и получению награды за свои усилия. Например, в игровом контексте можно предложить пользователям различные бейджи или значки за выполнение определенных заданий или достижений. Такие награды стимулируют пользователей продолжать деятельность и повышают уровень мотивации.

Награды, которые можно получить, участвуя в активностях на корпоративной платформе

Ещё одним популярным приемом является использование рейтинговой системы. Разделение пользователей по уровням или рангам создает ощущение прогресса и конкурентной составляющей. Пользователи имеют возможность сравниваться с другими участниками и стремиться подняться на вышестоящий уровень. Такой прием особенно эффективен в ситуациях, когда пользователи могут получать дополнительные привилегии или возможности с повышением своего ранга.

Ещё одним интересным приемом геймификации является использование истории или небольших сюжетных линий. Рассказывая пользователю хорошо продуманный и захватывающий рассказ, можно создать эффект полного погружения в процесс. Пользователь становится активным участником истории, что делает действия более значимыми и интересными.

Также необходимо упомянуть о приеме «босс-битва». Это формат, в котором пользователи должны пройти определенный путь или выполнить задачу для того, чтобы победить «босса» – сложного противника или испытание. Такой подход создает ощущение адреналина и вызывает желание достичь победу.